Историческая справка
Деревня Лутоха (изначально, починок Лутохин), относилась к Вятской губернии, Сарапульского уезда, и в разные периоды времени к разным волостям — Даниловской, Кырлыганской, Юринской. Позднее Киясовский район Удмуртии.
Теперь уже трудно предположить, почему новое поселение назвали редким, забытым в русской речи, словом — Лутоха. Возможно, название происходит от слова лутошка — молодая липка, 5—10—летнего возраста, срубленная для сдирки лыка. Или название происходит от прозвища человека — основателя поселения.
Терсинская волость, где поселились служилые люди, принадлежала в первой половине 18 века, помещику Тевкелеву. Часть земли, от реки Иж до Дворцовой волости (Сарапульской округи) передана Тевкелевым для поселения служилых людей Казанского гарнизона. Основное поселение — Сабанчино, бывшее урочище башкирских князей. Крестьяне, поселившиеся на этих угодьях, занимались земледелием, считались ясашным, государственным сословием, но еще являлись военнообязанными. При угрозе нападений со стороны инородцев, мужское население обязано было участвовать в обороне и военных действиях. В Никольской церкви 1745-1763 гг. зарегистрированы браки солдат (драгунов) Казанского гарнизона, живущих территории Даниловского прихода. В Метрических книгах Никольской церкви, в деревне Сабанчино, указаны семьи Серебряковых, Сутягиных, Шадриных.
К 1760 году население заметно увеличилось за счет новых поселенцев из Елабужской дворцовой волости. Засечная Прикамская линия обороны к тому периоду была ликвидирована и население с пограничной полосы, сохраняя статус военнообязанных, было переселено на пустующие земли Закамья. Таким образом переместились в деревню Сабанчино ( Кырлыган тож), семьи
- Севрюгина,
- Ахманова,
- Тугулева,
- Гавшиных,
- Биринцова,
- Желвакова,
- Шиколова,
- Гуляева,
- Кулемина,
- Угланова,
- Костенковы.
Военное поселение стало тесным для земледельцев, поэтому к концу 18 века возникла необходимость расселения самостоятельных хозяев на новые угодья, благо их было достаточно в округе. Осталась привилегия для отличившихся на службе солдат, награждать их за верную и безупречную службу, землей, жалованием и льготами в налогообложении.
Деревня Лутоха — основание и описание
Серебряков Федор Никифорович (1756-1832), можно сказать, основатель деревни Лутоха. Придя со службы в родные места, он получил надел земли недалеко от деревни Сабанчино, где и поселился с семьей.
Интересен рассказ о том, как искали подходящее место для основания нового поселения. Выйдя из Сабанчино, крестьяне несколько дней плутали и искали место, которое бы подошло им лучше всего. Надо отметить, что в то время вместо полей и лугов, были почти сплошные леса. Наконец, найдя такое место, они остановились на ночлег. И каково же было их удивление, когда с утра они услышали лай собак и кукареканье петухов из деревни Сабанчино. Оказалось, что они облюбовали место всего в нескольких километрах, от изначального пункта своего «путешествия».
Следом на эти земли перебрались:
- Шадрин Алексей Григорьевича(1744 г.р.)
- Шадрин Григорий Стефанович(1772 г.р.)
- Гавшин Антон Федорович (1750 г.р.)
- Кулемин Ефим Григорьевич (1730 г.р.)
Описание Лутохи
В документах поселение названо починком на речке Черной. Только в 1800 году в Духовных Росписях Даниловского прихода появилось название нового починка: Лутохин, с перечислением всех живущих в поселении.
Смотрим более ранние записи от 1782 года и видим, что там новый починок не указан. Значит, его еще не было («Ведомости о селениях, состоящих в Глазовской, Малмыжской, Елабужской и Сарапульской округах Вятской губернии»).
В Азбучном списке всех селений, деревень, починков, займищ и заводей по Сарапульскому уезду, составленном в мае 1836 года. Сообщается, что починок Лутохин находится в 36 верстах от уездного города, церкви нет, 32 дома, в которых проживают 110 душ мужского пола и 124 — женского.
В Материалах по статистике Вятской губернии Т.7. Сарапульского уезда 4.2 Подворная опись — Вятка, 1892, на странице 160, впервые появляется полная информация о Лутохе.
«Деревня Лутоха расположена при речке Черной, в 40 верстах от уездного города (Сарапула), в 8 верстах от волостного правления (Юрино), в 5 верстах от ближайшего училища и приходской церкви (с. Ильдибаево). Вода Черной речки не особо годна для питья, вследствие чего жители употребляют колодезную воду. Деревня населена русскими, бывшими государственными крестьянами, православными, переселившимися сюда 100 лет тому назад из деревни Сабанчиной. Земля разделена по ревизским душам. Кроме надельной земли, община пользуется церковной землей (14 десятин пашни и 2 десятины покоса) за добровольную ругу священно-церковных служителей. В селении насчитывается 12 веялок Община владеет водяной мукомольной мельницей на 56 паев (на 1 пай ¼ сутокъ) из которых 2 пая держат крестьяне деревни Желваков. Кроме того в деревне имеется 1 частная крупорушка».
Согласно этому документу, дата образования Лутохи — 1790 год.
Жители деревни — служилые люди
В Метрических книгах Ильдибаевского прихода зафиксированы не только факты рождения, бракосочетания и смерти прихожан, но отмечены и воинские доблести поселян. С гордостью и уважением относились земляки к пришедшим со службы сельчанам. Они являлись почетными гостями на свадьбах, праздниках, крестинах, их голос и мнение являлось значимым в сельской общине, о их подвигах и походах ходили легенды и рассказы среди подрастающего поколения Крепла твердая и надежная смена героическим отцам и дедам. Служили лутошинцы рядовыми в
- Рязанском пехотном полку;
- лейб-гвардии Волынского полка, 11 Егорьевской роты;
- лейб-гвардии Измайловского полка;
- Оренбургского полка;
- в обозных и конвойных батальонах.
С почетом принимали сельчане отличившихся на службе земляков, приходивших в отпуск и увольнение в звании унтер-офицеров
- 58 и 56 пехотного резервного батальона;
- 90 пехотного Онежского полка;
- ефрейторов резервного Батурейского полка;
- Уфимского полка. Были денщики в Киевской отборной команде;
- матросы Королевского Ее величества Елизаветы, флота
Следует отметить, что основной набор рекрутов в государственное ополчение 1812 и 1855 годов, тоже проходил в военных округах. Из Лутохи добровольцами ушли 11 человек:
- Биринцов Егор Тимофеевич;
- Гуляев Игнат Андреевич;
- Пестерев Павел Сергеевич;
- Костенков Ефрем Васильевич и др.
Статистика подтверждает принадлежность населения деревни Сабанчино и починка Лутохина к военному ведомству В силу своего происхождения, мужское население обязано было служить в Российской Армии. В Метрических книгах зарегистрировано:
- в роду Биринцовых вернулись со службы 6 солдат
- у Гавшиных отслужило 8 мужчин
- в роду Костенковых 18 человек
- у Шадриных 10 солдат и унтер-офицеров
- Углановы 4 человека
- Шиколовы 4 воина, служили в отборных резервных императорских полках
- Бочкаревы
- Гуляевы
- Зимины
- Пестеревы
- Тугулевы
- Серебряковы тоже отличились своей преданностью и отвагой на военной службе
К концу 18 века в починок Лутохин поселены семьи: Глухова Александра Михайловича, Городилова Павла Евгеньевича, Лазарева Ивана Васильевича и Красноперова Владимира Никоновича, вновь приписанных к военному Казанскому округу.
Занятия населения до революции
Церковь находилась в селе Ильдибаево. В деревне находилась винная лавка купца Новокшонова. Нижняя Лутохинская мельница находилась на земле сельского общества, мельник — Шикалов Игнат Павлович.
Основное занятие поселян — земледелие. Занимались пчеловодством, плотничеством, извозом, несколько человек находятся в городе в услужении, но в каждой семье были военнослужащие или уже уволенные в запас. Из всего количества поселян оказалось только 34 человека грамотными, научившиеся писать и читать на службе, в полку, их 9 человек; у священника- 7 мужчин; самоучки, научившиеся грамоте дома — 4, из них 1 женщина. В земской школе училось 14 человек.
Первая мировая война
Как всегда мужчины деревни Лутоха не остались в стороне. Сейчас информация по участникам Первой мировой войны только появляется в свободном доступе, но уже удалось выяснить, что на войну отправилось 27 человек из поселения. Данные, естественно, не точные, но по мере появления новых, эта цифра будет уточнятся.
Гражданская война и революция
Этот раздела истории еще предстоит написать более подробно, но всё же одно знаковое событие произошло в эти годы. После установления Советской власти 1918 году, на территории, как России, так и будущей Удмуртии начались создаваться комбеды (комитет бедноты). Такой был создан и в Лутохе. Но позже в 1919 году, после того как белые во главе с Колчаком, начали наступать от Урала, эти районы оказались в их власти.
Начались расправы над большевиками и сочувствующими. Такая расправа случилась и в Лутохе. Отряд белогвардейцев прибыл из села Ильдибаево и зарубил (по другим данным расстрелял) 5 человек. Впоследствии комбедовцам был установлен памятник. Более подробно можно почитать в отдельной статье — Братская могила крестьян-комбедовцев д. Лутоха, казненных белогвардейцами в 1919 г.
Великая отечественная война
По сложившейся традиции многие мужчины были призваны и отправились на фронты ВОВ защищать родную землю. На данный момент на монументе в честь участников ВОВ значатся фамилии 314 участников. Но это не только жители Лутохи, но нескольких ближайших деревень. Опять же в интернете не так много данных, по тому сколько именно непосредственно жителей Лутохи ушло на фронт и сколько вернулось. Кстати, из соседней деревни Сабанчино происходит один из пять героев Советского Союза Киясовского района — Чикуров Николай Васильевич. В деревне установлен памятник участникам ВОВ.
Развитие поселения *
О том, как развивалось и разрасталось поселение, можно анализировать по статистическим данным Ревизских сказок и последующих переписей, которые призваны были учесть численность население российских пунктов:
- 1811 г. — 16 семей (дворов) и налицо 63 мужских души.
- 1816 г. — 68 мужских душ и 75 женских. Умерло 2 мужчины, отдано в рекруты — 7 человек, вновь прибыло рожденных и прибывших из других селений — 13 ревизских душ.
- 1836 г. — 32 двора, в которых проживают 110 душ мужского пола и 124 — женского.
- 1850 г. — 46 дворов, 148 мужских душ и 145 — женских.
- 1858 г. — 166 мужских душ и 147 женских; из них 3 солдатских детей, солдатских жен и матерей- 14 человек.
- 1896 г. — 96 дворов, мужского населения- 246, женского 295.
- 1905 г. — 95 дворов, мужчин — 294, женщин — 303, всего — 597
- 2002 г. — 91 — мужчин и 96 — женщин, всего — 187
- 2010 г. — 68 — мужчин и 81 — женщин, всего — 149
* Здесь представлены не все переписи населения, так как найти их в свободном доступе непросто.
Использованы материалы Уральцевой Еленой Юрьевны.
Галерея
Видео
День деревни, июнь 2018 года.