История храмов в Водзимонье
Приход с. Водзимонье открыт по представлению Казанской новокрещенской конторы от 4 сентября 1749 г. в Священный Синод в составе селений:
- Водзимонье,
- Малая Кукмупыкакся,
- Мукикакся,
- Валадынкакся,
- Болма,
- Вишур Какся,
- Блажьясь,
- Нижняя Юсь,
- Новая Бия,
- Старая Седмурчебия,
- Седмурчемонья,
- Верхняя Юсь,
- Верхняя Вола Юсь,
- Валадырь Юсь.
Строительство церкви было разрешено Священным Синодом 3 июня 1751 г., и в этом же году была построена деревянная холодная церковь во имя Вознесения Господня. Богослужения начались по разрешению Преосвященного Луки, епископа Казанского от 19 сентября 1754 г.
Село в 1791 г. было передано из Казанской епархии в Вятскую.
16 марта 1794 г. Вятской духовной консисторией выдана храмозданная грамота на строительство, при холодной церкви, деревянной теплой церкви.
Церковь построена и освящена 18 февраля 1796 г. во имя Вознесения Господня. В 1799 г. в этой церкви устроен придел и освящен 1 сентября 1799 г. во имя Рождества Христова. Старая деревянная церковь (холодная) по указу Вятской духовной консистории в 1797 г. упразднена.
Строительство каменного храма
30 апреля 1818 г. Вятской духовной консисторией выдана храмозданная грамота № 1570 на строительство каменного храма во имя Вознесения Господня с приделом в честь Рождества Христова. Церковь построена в 1829 г. на средства прихожан и добровольных пожертвований с тремя престолами:
- в холодной – главный – освящен в 1848 г. в честь Вознесения Господня,
- в теплой – правый – освящен в 1838 г. в честь Рождества Христова,
- левый – освящен в 1839 г. в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
По мнению краеведа Е.Ф. Шумилова, проект церкви в селе Водзимонье составил архитектор Семен Емельянович Дудин (1779 — 1825 гг.), окончивший Академию Художеств (1798) и работавший в с 1807 по 1824 год на Ижевском оружейном заводе.
Автор проекта храма
Справедливо будет сказать, что проект мог быть составлен и вятским губернским архитектором (1821—1831) Иваном Денисовичем Дюссар де Невилем. В любом случае, он осуществлял надзор за строительством и мог вносить свои коррективы. Огромная заслуга в сложившемся облике постройки приходится на долю подрядчика Федора Тюрина, ведущего мастера каменных дел в Вятской губернии первой половины XIX века, непосредственно руководившего строительством и имевшего богатейший опыт по возведению храмов.
В 1868 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство, а 10 марта 1887 г. – школа грамотности. С 1 января 1895 г. открыта богадельня с приютом.
В 1912-1915 годах храм расширили за счет строительства двух новых приделов (алтарей). Узнать точно, кто был автором проекта не представляется возможным. Это мог быть, как и И. А. Чарушин, так и любой из довольно многочисленного ряда практикующих в то время архитекторов или инженеров.
В гражданскую войну 1918-1920 гг. Вознесенский храм был разорен, а церковная колокольня использовалась красными как пулеметная точка.
Вознесенская церковь бездействовала с февраля 1938 г. Но закрыта на основании постановления СНК УАССР от 7 февраля 1941 г. Здание было передано под клуб.
На основании решения Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР от 17 марта 1947 г. церковь открыта вновь с 5 апреля 1947 г. Но возвращена была только часть храма. Другую часть использовали под зернохранилище, а позднее под склад магазина.
В 2000-х годах Храм Вознесения Господня был полностью возвращен христианской общине.
В 2015 году началась масштабная реставрация храма. Сразу после Пасхи были возведены строительные леса. До конца года была завершена реконструкция кровли и паперти. Полностью перекрыт купол, кресты покрыты нитрид-титаном. Установлен новый шпиль.
Реставрацией занималась бригада из 20-24 человек, за плечами которых был двадцатилетний опят реставрацией памятников культуры и искусства.
До реставрации архитекторы проектной организации изучили кировские и ижевские архивы и выяснили, что изначальный цвет храма был не белый, а желтый. Его и вернули храму. Также в первозданном виде была восстановлена кованая изгородь, сохранившаяся со времен постройки храма.
В 2016 проведены внутренние работы.
Интересные факты о храме
Чудотворная икона
Есть в храме чудотворная икона Почаевской Божией матери. Икона была написана в 1897 году Степаном Семенихиным специально для храма.
У одной женщины заболели ноги, и она перестала ходить. Жила она в Сибири, Томске. Во сне ей было видение, что в Удмуртии в селе Водзимонье есть такая икона, от которой можно получить исцеление. Привели ее сюда на руках. А после долгих молитв у иконы, она ушла на своих ногах. Было это в 60-е годы XX века.
Поразило молнией
Сельская учительница Юлия Николаевна Вострикова рассказывала о случае, когда на колокольне храма убило ударом молнии в ясный день одного пьяного человека,
распевавшего непристойные песни во время службы.
Дьякон Василий Садальский
В воспоминаниях корреспондента Русского географического общества священника Никандра Ильича Курочкина, одного из первых краеведов Вятской губернии середины XIX века, есть упоминание о Храме Вознесения Господня в селе Водзимонье Вятской губернии. Там упоминается, что в храме служил дьяконом Василий Садальский, родственник актера Станислава Садальского.
Возмездие
Когда большевики закрывали храм, главную икону Вознесение Христово вытащили из летнего главного придела и спрятали с целью наживы. Сделали это братья из этого же села. После этого, семьи этих братьев и их самих преследовали несчастья. Но не опомнились они и не вернули краденое. По некоторым источникам, эта икона нашла себе пристанище в одном из сибирских монастырей.